Мечта, которая не взлетела
Идея личных летающих машин не нова. Первые проекты подобных аппаратов появились еще в 1930-х годах, когда инженеры Хуан де ла Сиерва и Гарольд Питкэрн создали автожир — гибрид самолета и вертолета. Он действительно мог взлетать и даже ехать по дороге, но стать массовым транспортом ему не удалось. Великая депрессия, Вторая мировая и последующее распространение вертолетов закрыли этому направлению путь в будущее.
Позже инженеры пытались возродить идею. В 1950-х появились проекты вроде Aerocar и платформы Хиллера, которые предвосхитили современные дроны вертикального взлета (eVTOL). Однако все они оставались дорогими и сложными прототипами, не подходящими для массового использования.
Современные проекты: громкие анонсы и реальные проблемы
В последние годы многие компании вновь заговорили о «воздушном такси». Uber в 2019 году обещал запустить беспилотный сервис Elevate, но дальше тестов дело не пошло. Немецкий стартап Volocopter проводил испытания в Париже в 2022 году, Airbus и Boeing показывали свои прототипы, а власти Дубая ежегодно заявляют, что скоро пассажиры смогут взлетать прямо с отеля «Парус».
Наиболее близко к цели подошла китайская компания eHang. В 2023 году она провела успешный полет пассажирского дрона, и Китай действительно выглядит как страна, где аэротакси могут появиться первыми. Но даже при готовых технологиях путь к массовому применению оказывается дольше, чем кажется.
Экономика полета: дорого и сложно
Главная проблема — экономика. Пассажирские дроны нельзя напрямую сравнивать с самолетами или вертолетами: они должны конкурировать с обычным такси. А это почти невозможно при текущих затратах.
Аккумуляторы eVTOL быстро теряют ресурс: даже по оптимистичным оценкам они выдержат не более 5–6 лет активных полетов. При этом замена батареи обойдется дороже, чем у любого электромобиля. Стоимость самого аппарата также несопоставима с машиной, а инфраструктура — хелипорты, зарядные станции, системы аэронавигации — потребует миллиардных вложений (в белорусских рублях это сотни миллионов).
Даже если себестоимость полета снизится, городские аэротакси вряд ли смогут предложить цену, сопоставимую с поездкой на автомобиле. Скорее, это будет премиальный сервис, доступный богатым клиентам или туристам.
Технологии есть, но люди не готовы
Даже если представить, что дроны станут безопасными и экономичными, остается главный барьер — человеческий фактор. Мы не спешим доверять свою жизнь машинам без пилота. В США беспилотные такси Waymo и Cruise уже подверглись нападкам и вандализму, а одна авария привела к отзыву лицензии.
Если подобный инцидент произойдет в воздухе, реакция общества будет ещё жестче. Любая ошибка беспилотника может отбросить развитие технологий на годы. Люди по природе консервативны и не готовы массово пересесть в «железные банки с пропеллером», даже если те летают идеально.
Когда все-таки взлетим?
Скорее всего, массовая городская авиация появится не раньше чем через 15–20 лет. К этому времени улучшатся аккумуляторы, появятся стандарты безопасности и снизится стоимость производства. Китай, как лидер в области дронов, может стать первой страной, где летающие такси станут частью транспортной системы.
Пока же нам остаётся смотреть на прототипы и фантастические фильмы — и терпеливо стоять в пробках на земле. Ведь, как сказал бы Генри Форд, люди по-прежнему хотят просто «более быструю лошадь».